г. Москва и Московская область
+7(916)179-50-00

Полезные статьи

Рентабельность продаж в финансовом анализе

Определение

Под рентабельностью продаж понимают финансовый (экономический) показатель деятельности компании, который показывает, какую долю выручки компании, составляет прибыль.

При этом для расчета данного показателя могут использовать разные показатели прибыли: валовая прибыль; прибыль от продаж или операционная прибыль; чистая прибыль и т.п. Чаще всего использую следующие варианты показателя: рентабельность продаж по валовой прибыли, операционная рентабельность, рентабельность продаж по чистой прибыли.

 Для чего необходимо рассчитывать уровень рентабельности продаж?

Данный показатель необходим для оценки деятельности компании, её эффективного роста и анализа работы сотрудников отдела продаж, так как реализация - это главная часть деятельности большинства коммерческих организаций.

Рентабельность продажи товара — это один из главных показателей, что отражают состояние бизнеса, экономическую состоятельность и умение управлять имеющимися ресурсами. Фактические значения рентабельности продаж используются для планирования деятельности, а также представляют интерес для потенциальных инвесторов и собственников (акционеров). 

 Показатель чистой рентабельности продаж значим при любом размере бизнеса, так как применяется для оценки, как отдельного товара, так и для всего производства и секторов рынка. Основная цель любого бизнеса — это получение доходов и стабильное развитие.

Коэффициент рентабельности продаж используется для оценки потенциала развития компании в целом и её прибыльности, а также:

  • на этапе расчета бизнес-плана, так как дает информацию инвесторам о прибыльности нового направления деятельности; 
  • при привлечении кредитных средств, руководство рассматривает информацию о предполагаемой прибыли, а также способах ее увеличения через оптимизацию затрат или увеличение объемов продаж; 
  • при расчете стоимости акций во время первичного размещения на бирже; 
  • перед получением кредитов и займов в банках;
  • при выборе лучшего инвестиционного плана;
  • во время разработки антикризисной программы компании при убыточной работе;
  • для оценки эффективности работы отдельных подразделений компании;

Нельзя расценивать коэффициент рентабельности продаж как основной и решающий фактор при сравнении организаций, так как каждая компания демонстрирует индивидуальные особенности и своеобразные бизнес-процессы.

 Формулы:

  1. Рентабельность продаж по валовой прибыли = Валовая прибыль/Выручка

Валовая прибыль – это разница между Выручкой и Себестоимостью продаж. Это основные показатели деятельности компании, отражаемые в Отчете о финансовых результатах.

  1. Операционная рентабельность = Операционная прибыль/Выручка

Операционная прибыль – прибыль до вычета процентов и налогов.

 3. Рентабельность продаж по чистой прибыли = Чистая прибыль/Выручка

Чистая прибыль – прибыль после уплаты процентов и налогов.

 Рентабельность продаж отражает, результат деятельности компании, но не показывает насколько выгодными, оказались вложения в данную компанию.

 Факторы, влияющие на рентабельность продаж

Основным фактором, влияющим на рентабельность продаж, является: прибыль от продаж и выручка.

Косвенными факторами являются: себестоимость, индекс цен, уровень инфляции, покупательский спрос.

 Нормально значение показателя «Рентабельность продаж»

Чётко установленного нормального значения данного показателя не существует. Так как данный показатель сильно зависит от отраслевых и региональных особенностей работы компаний.

Как правило, в финансовом анализе рентабельности продаж считается, что о высокой рентабельности продаж говорит показатель в пределах от 20 до 30%. Значение показатели до 5% отвечет низкой рентабельности, от 5 до 20% - средняя рентабельность. При значении показателя более 30% означает сверхприбыльность компании.

В целом же можно ориентироваться на усредненные отраслевые показатели в России:

- сельское хозяйство – 10-13%;

- добыча полезных ископаемых – 25-30%;

- строительство – 5-10%;

- торговля 7-8%.

 1. С какими вызовами и сложностями вы столкнулись в 2020 году? Какие ПО, ИТ-решения пришлось внедрять в бухгалтерии? Удалось ли решить возникшие сложности полностью? Если нет, то почему?

Одна из основных сложностей, с которой мне пришлось столкнуться в 2020 году – это введение маркировки товаров. В частности маркировка лекарственных средств. Маркировка товаров – это новая система маркировки и прослеживания товаров в России. Она включает в себя специальный вид информационных систем, предназначенных для контроля прохождения товаров от производителей и импортеров через торговые сети к потребителям. В настоящее время обязательной маркировке подлежат: товары лёгкой промышленности, шубы, обувь, табак, лекарства, молочная продукция, шины и ряд других товарных групп; с 2024 года — все товарные группы. Оператором системы распоряжением правительства РФ назначена компания ЦРПТ («Честный знак»). Введение маркировки потребовало внедрения нового программного обеспечения (1С «Комплексная автоматизация») с возможностью электронной передачи данных в систему маркировки (ФГИС МДЛП) и применение нового торгового оборудования.

Задача по применению системы маркировки в настоящее время полностью не решена, так как система ещё полностью не отлажена самим оператором системы и находится в стадии доработки.

2. Насколько изменилось отношение к юридически значимому электронному документообороту у вас, контрагентов и в целом по отрасли? Остаются ли сейчас бумаги в вашей работе? Если да, то почему и насколько проблематично с ними работать? Планируете ли отказаться от бумажного документооборота с контрагентами полностью?

Отношение к электронному документообороту постоянно изменяется в сторону всё большего его применения. Если в 2019 году на долю всех получаемых первичных документов приходилось 5-10% на электронный документооборот, то в 2020 году эта доля уверенно приближается к 20-30%. Возможно, что не маловажную роль в этой тенденции сыграла роль мировая пандемия COVID-19.

В целом же бумажный документооборот по-прежнему остается основным, скорее в силу устоявшегося менталитета, чем в силу технических возможностей.

В перспективе планирую полностью отказаться от бумажного документооборота, что позволит существенно экономить на расходах, как на саму бумагу, так и на обслуживание офисной техники и архивное хранение документов.

3. Без каких онлайн-сервисов, ПО теперь бухгалтерия не сможет работать? Как считаете, что в первую очередь влияет и будет влиять на решение цифровизировать бухгалтерские процессы, документооборот?

Современная бухгалтерия большинства компаний не может представить свою работу без 1С, Контур, Астрал, ОФД и т.п.

На решения о цифровизации бухгалтерских процессов в первую очередь влияет скорость и своевременность обработки и получения данных. Ведь от этого в первую очередь зависит правильность принятия управленческих решений в бизнесе.

4. Насколько эффективны ИТ-решения, которые вы внедряете в бухгалтерии? Какие и на что влияют? Достигли ли реальной экономии? Если да, то в каких расходах и на сколько (%)?

Эффективность информационных технологий применяемых в бухгалтерии растет с каждым годом и позволяет сокращать трудоемкость обработки всего объёма работы, как при обработке первичных документов, так и при составлении отчетности. Например, переход на электронные трудовые книжки позволит в будущем сократить расходы на ведение и хранение кадровой документации. Позволит уйти от рисков потери кадровых документов. Реальной экономии удалось достигнуть в расходах на оплату труда сотрудников, на обслуживание офисной техники, на канцелярские расходы. В целом за 2020 год удалось сократить расходы на содержание бухгалтерии от 10 до 15% по сравнению с 2019 годом.

5. Какие законодательные изменения, на ваш взгляд, будут особенно способствовать цифровизации бухгалтерии в 2021 году?

На цифровизацию бухгалтерии в 2021 году будут особенно влиять законодательные изменения в сфере бюджетной и налоговой политики государства. При работе с государственными органами всё больше и больше применяется система электронного документооборота, а физические контакты с чиновниками практически исключаются. В достаточно большой степени также будет влиять и переход на электронные трудовые книжки сотрудников и переход на прямые выплаты пособий от Фонда социального страхования.

Правовые аспекты

 Отличительная особенность типовых соглашений, относящихся к категории гражданско-правовых, заключается в регулировании взаимоотношений вне зависимости от статуса участников Гражданским Кодексом в место Трудового. В соответствии со статьёй 702 ГК РФ договор подряда – это правоотношение, обязывающие одну сторону, именуемую подрядчиком, выполнить работу для другой стороны, именуемой заказчиком, со сдачей в оговоренный срок.

Работа по договору подряда регламентируется статьями 740-757 ГК РФ и подразделяется на следующие виды:

- бытовой подряд – производство материальных благ для удовлетворения бытовых потребностей;

 - строительный подряд – новое строительство, ремонт или реконструкция объекта основных средств, включая монтаж и прочие сопутствующие дополнительные работы;

- подряд на выполнение проектно-изыскательских работ – составление проектной документации, сметы строительства и реконструкции основных фондов.

 

Договорные нюансы при участии физических лиц 

Оформление по договору подряда работника организации или гражданина, не состоящего в трудовых правоотношениях с работодателем, имеет нюансы в части желания проверяющих признать заключённую сделку притворной и скрывающей трудовые отношения. При наличии доказательств, подтверждённых судейскими решениями, работодатель вынужден осуществлять доначисление платежей до уровня обычной заработной платы за наём работников и платить штрафные санкции.